Минотаврам больнее всего...
- Подробности
- Категория: Пьесы
- Опубликовано 16.03.2017 18:12
- Автор: Г.Л.
- Просмотров: 4400
Действующие лица:
Далин Андрей, 40 лет – галерист.
Хронов – посредник.
Лора, 35 лет – художница.
Тонев Сергей – друг Далина.
Минотавр
1 акт.
Место действия:
Квартира-студия Далина. Очень тусклая,
серая комната. Повсюду расставлены картины художников. Далин сидит за компьютером и судорожно стучит
по клавиатуре.
Звонит телефон.
Далин: Алло. Да. Слушай, Серега, отвали! Выставка через два дня я уже
ничего не могу сделать. Я не возьму Парыгина. Потому, что он не
вписывается в «южно-русскую» волну. У меня работы парней из Ростова, Киева,
Одессы, они отличаются от московского концептуализма. Нет…нет… Серый, ну, что
за срочность? Каким образом? Я не сторонник эклектики. Ладно, ладно…
Пауза.
У меня все в порядке…живу потихоньку. Какой ресторан?! Какие девочки?! У меня дел по горло… Серега, какое твое собачье дело: вылезу я из своей норы или не вылезу? Тринадцать, а не двенадцать лет. Слушай, оставь меня в покое!
Бросает
трубку. Звонят в дверь. Далин сидит не двигаясь. Снова, звонит телефон.
Далин в трубку: Да? Прости, я иногда
не владею собой. Серый, если ты хочешь мне добра, дай мне спокойно гнить в моей
норе!
Снова звонят в дверь. Извини, я не могу говорить, в дверь звонят. Угу, я тебя понял. Пока.
Звонок
в дверь. Далин поднимается, идет к двери.
Далин: Иду, иду…
Он
открывает дверь, входит Хронов, странный тип, одет экстравагантно.
Хронов: Добрый день!
Далин: Дело уже к вечеру.
Хронов оглядывая комнату: У вас
здесь, да… Даже не вечер…ночь, без надежды на утро.
Далин: Кто вы? И что вам здесь надо?
Хронов: Мне сказали, что вы оригинал, а вы задаете такие примитивные вопросы.
Далин устало: Ну, слава Богу! Значит, вы не только со мной так беспардонны
и навязчивы. Хронов, молча,
рассматривает картины. Как вы, некстати!
Хронов спокойно: Когда бы я не пришел, я был бы все равно, некстати. Я
прав, Андрей?
Далин: Возможно… Откуда вы знаете мое имя?
Хронов: Ну, не скромничайте! Вы личность известная.
Далин: В узких кругах.
Хронов: Не только. Вас знают и в этом мире и за его пределами.
Далин: О чем вы?
Хронов: Не важно. У вас красные глаза, нельзя столько сидеть за компьютером.
Далин: Это не ваше дело. Хорошо, я повторю свои банальные вопросы: кто вы? И
что вы делаете у меня в квартире?
Хронов: Меня зовут Хронов.
Далин: Хронов? А имя у вас есть?
Хронов: Было. Но я им давно не пользуюсь.
Далин: Понятно.
Хронов: Ничего вам не понятно! Ваши? Показывает на картины.
Далин: Свои в спальне прячу. Это чужие.
Хронов: Неплохие работы,
но без размаха.
Далин: Без какого такого размаха?
Хронов: Вселенского, мой дорогой. На каждом полотне я вижу сомнение,
кое-где даже неверие в собственные силы.
Далин: Пусть так. Не сомневаются только идиоты.
Хронов: Да, но в истинном творческом порыве художник перестает мыслить
примитивно, ему плевать на требования выставленные социумом, он не пытается
угодить окружающим. Угода!!! Вот, что я вижу на этих картинах.
Хронов
вдруг меняется: он начинает говорить громко, эмоционально.
Гениальный художник внешне ничем не отличается от остальных людей: у него
две руки, две ноги, голова… Он ест, пьет, занимается любовью. Ну, может слишком
много пьет кофе и курит как ненормальный. Но только ЕГО душа способна принять
файл из Вселенной, только ЕГО мозг способен так обработать содержимое этого
файла, что результат, выплеснутый на полотно, поразит человечество.
Вот он идет из маркета с
пакетом в руках, заходит в подъезд, поднимается, берет газету из почтового
ящика, начинает подниматься дальше и …застывает… То, что он обдумывал в данный
момент, оказалось, чертовски, важным. Это что-то кольнуло его в солнечное
сплетение и поселилось где-то в этой же области. Поселилось и начало
расти…увеличиваться с каждой минутой, заполнять внутренний мир и затуманивать взгляд на внешний.
Этот парень пришел
домой, пожарил себе яичницу с колбасой, сварил кофе, но даже не заметил как
проделал все это… Проходит меньше часа, он сидит за столом в застывшей позе…ему
начинает казаться, что кожа вот-вот лопнет…в голове раздается бой часов…мыслей
уже нет, есть невероятная потребность…и желание. Желание похожее на желание
выжить, когда летишь в горящем самолете! Он бросает недоеденную яичницу и
несется в большую комнату, в которой обычно работает, хватает кисти, краски и
«выливает» на холст эту выросшую в нем субстанцию. Неистово! Эмоции! Все сразу!
Он летит! Он один в этом мире! Время и пространство – просто термины из
учебника по философии. Они для него не существуют. Час, два, пять… Он, вдруг,
замечает серый расцвет за окном. Он пуст…обезвожен… Он устал как каторжник! Но
главное – на холсте. Теперь дело за ремеслом: исправить, переделать… Это потом.
Завтра. Тогда он несет спать свои уставшие крылья. Пауза.
Далин: Потрясающе. Только про крылья слишком пафосно. Творческий процесс –
явление индивидуальное, у каждого свой. Вы все это рассказали о себе?
Хронов: У всех, я имею ввиду, действительно талантливых людей, почти все
проходит одинаково. Нет, это я не о себе, это я о вас.
Далин холодно: Значит, вы ошиблись, я
ничего не знаю о полетах, я галерист, я не художник.
Хронов: Вы им были Андрей.
Далин: Кажется я все понял! Вас прислал Тонев?
Хронов: Какой Тонев?
Далин: Сергей Тонев, мой друг и коллега, который, по его же словам, вот уже
много лет спасает меня от самого себя. Зачем он вас прислал? Чтобы Вы
уговаривали меня снова начать рисовать? Зря потеряете время.
Хронов: Уговаривать вас рисовать? Смеется.
Это невозможно! Никто не сможет уговорить художника писать картины, если у него
нет в этом потребности. Нет, я не знаю никакого Сергея Тонева и я здесь совсем
по другому делу.
Далин: Ну, так расскажите же о нем, наконец!
Хронов: Дело простое: одна моя знакомая художница, пишет картины, от которых вы
будете в восторге и я бы хотел вам их представить.
Далин: Хорошо. Когда?
Хронов: Завтра, часов в двенадцать будете дома?
Далин: Да.
Хронов: Тогда, до встречи! Резко
поворачивается и быстро уходит.
Долгая
пауза.
Далин: Нельзя сразу было сказать о картинах этой тетки? Надо было начать
разглагольствовать хрен знает о чем.
Далин
уходит в спальню, свет в его квартире гаснет и тут же загорается НАД квартирой.
Там площадка, на которой находится
женщина. Это Лора, она элегантно одета, с чашкой кофе в руке. Но, честно говоря,
странная бабенка. Она, то поет, то говорит. Еще мы видим силуэт человека, с
которым она разговаривает.
Лора: Ты уже снова здесь! Знаешь, я сегодня убедилась, что мне
хорошо. Да, мой друг, хорошо. Волны страстей меня больше не захлестывают. Я
недоступна для чужой злости. Я сливаюсь с тишиной. Небо, воздух, зеленые
листья, ощущение счастья и вечная весна – все для меня. Три года жизни с
Минотавром сделали меня несчастной. Наполовину он человек, но наполовину он
все-таки животное. Дикое и неподдающееся дрессировке. Почему я решила, что имею
право примерять на себя роль Бога? Это даже не наглость, это – глупость. Смеётся.
Наверное, я тогда
была слишком легкой, парила над землей и всех хотела сделать счастливыми. Я
встретила Минотавра, когда он оплакивал свою очередную жертву, он посмотрел на
меня глазами раба, и я подумала, что меня минует участь предыдущих, ведь я не
они… Я сумею показать ему светлую сторону всех явлений и событий. Пауза.
Не прошло и года, как я
поняла, что блуждаю, вместе со своим Минотавром по темным коридорам его
Лабиринта. Мои ноги опухли и покрылись язвами, потому, что он одел на них цепи,
чтоб я не могла уйти. Он спрятал меня от людей и запретил свету проникать в
наше мрачное, отвратительное жилище.
Нельзя никогда никого
переделывать! Если кто-то живет во тьме, значит ему там хорошо, а если он
стремится к свету – его не остановят никакие цепи. Я буду стремится вон к той
звезде. Почему к ней? Странно, она как-то манит, притягивает меня к себе… Да и
просто, надо же к чему-то стремиться. Моя великолепная звезда! Ты так далеко и
это прекрасно. Как я люблю кофе!
Свет
наверху гаснет, загорается в квартире Далина. Звонит телефон. Далин выходит из
кухни с чашкой кофе.
Далин: Алло! А, привет, Серег! Хорошо, что позвонил. Это ты ко мне вчера Хронова
прислал? Ну, не прикидывайся! Точно, не знаешь? Какой-то странный тип,
интересно кто его на меня натравил? Он обещал привезти картины какой-то
художницы, вот жду с минуты на минуту. Ага… Давай, до завтра!
Уходит
в спальню, раздается звонок в дверь. Далин выходит, открывает, на пороге стоит
посыльный.
Посыльный: Вы, Далин?
Далин: Да. Вот распишитесь. Заноси, ребят!
Грузчики заносят три большие, с человеческий рост, обернутые в
бумагу картины, за ними следом заходит Хронов и становится так, что его никто
не замечает.
Далин: Ставьте вот здесь, по центру. Спасибо! Парни уходят. А сам интересно где?
Хронов: Здесь.
Далин: О, Господи! Вы меня напугали!
Хронов: Пока нет.
Далин: Хм… Показывайте
ваши шедевры.
Хронов идет к
картинам, освобождает их от бумаги, Далин ему помогает. На одной из картин
изображена огромная птица в клетке, крыльями как руками схватившаяся за прутья,
на другой – чудесный, фантастический мир за колючей проволокой, на третьей –
красивый мужчина, сжимающий чье-то сердце. Далин отходит и долго смотрит на
картины.
Хронов: Ну? Что скажете?
Далин: Техника хромает, сразу видно писал новичок, профессионализма не хватает,
но…
Хронов: Но?
Долгая
пауза.
Далин: Вы оказались правы: я в восторге… Это великолепно! Пауза. Это просто потрясающе! Я галерист уже тринадцать лет, я
видел произведения сотен художников, но это - нечто неземное!
Хронов: Я знал, что вы
будете приятно удивлены.
Далин: Приятно удивлен?! Да слово «восторг» меркнет перед тем, что я испытываю.
Кто художник?
Хронов: Ее зовут Лора.
Далин: Я хочу видеть ее. Немедленно!
Хронов: Это невозможно, сейчас она далеко.
Далин: Ну, а когда я смогу с ней встретиться?
Хронов: Может быть во сне? Конечно, я шучу, не обращайте внимания. Зачем вам
встреча?
Далин: Как это, зачем? Я хочу посмотреть в глаза человеку который смог… Как вы там
говорили? Выплеснуть на холст выросшую в нем субстанцию.
Хронов: Да, именно, так.
Далин: И никакой угоды…Хронов кивает.
Она несчастна, но свободна. Говорит только о том, о чем не может молчать. Очень
хотелось бы увидеть ее другие работы.
Хронов: Это невозможно. Перед вами самые первые, они спасены потому, что были
подарены мне, остальные уничтожены.
Далин: Кем?
Хронов: Я не буду вам этого рассказывать. Я здесь не за тем, чтоб обсуждать
детали личной жизни моей знакомой.
Далин: Но уничтожить картины такого художника… Это – преступление!
Хронов: Вы нравитесь мне, Далин. Вы умеете оценить то, мимо чего проходят
миллионы обывателей. Вы чувствуете жизнь так же, как чувствует ее Лора. Вы без
брони равнодушия. Вам не место в этом мире.
Далин: Что вы мне предлагаете? Умереть?
Хронов: Что такое смерть? Просто выход в дверь. Выход в дверь, когда вся твоя
одежда осталась в комнате.
Далин: То есть позор?
Хронов: Хм…Смешно… Знаете, Андрей, я ненавижу современное человечество! В
большинстве своем – пустые, равнодушные люди. Придумали миф о том, что истины
нет, а если ее нет, значит не к чему и стремиться. Вот и сидят в своих каменных
клетках, набивая животы искусственной едой, придумывая новые развлечения. Чтобы
избежать страданий, перенесли себя в виртуальный мир и всё у них теперь
понарошку. Но ведь только после страданий: настоящих, глубоких…душа очищается,
и ты можешь схватить истину за хвост.
Далин: А по-вашему: истина все-таки есть?
Хронов: Конечно! Вся жизнь – это переход от одной истины к другой. На каждом
уровне она своя. Пережив предательство, поняв и простив человека, вы
почувствовали удовлетворение – это истина. Умение не раздражаться, наблюдая
переизбыток чьей-то жадности, наглости, тщеславия – это тоже истина. Когда художник
творит, он максимально приближен к истине. Поэтому толпа вас так не любит.
Хочет уничтожить.
Далин: По-моему, вы преувеличивайте Хронов. У меня нет ощущения, что меня хотят
уничтожить.
Хронов: Да? А почему вы
тогда прячетесь все время в этих четырех стенах?
Далин: По другой причине.
Хронов: Ладно, не буду спорить… Какие планы у вас в отношении этих работ?
Далин: Ну, во-первых, я буду настаивать на встрече с художником. А
во-вторых… Слушайте, это надо подробно обсудить. Вы хотите чего-нибудь выпить?
Хронов: Пожалуй, да. Я буду кофе.
Далин: Тогда подождите здесь минутку, я мигом… И мы все обсудим.
Хронов: Хорошо, хорошо…Далин уходит на
кухню. Воздух здесь, хоть ножом режь! Вон они (показывает куда-то наверх) горе, тоска, чувство вины…
Хронов
еще несколько секунд о чем-то размышляет, потом идет в спальню Далина находит
там небольшую картину идет к картинам Лоры и растворяется в одной из них. Через
мгновение появляется Далин с подносом в руках.
Далин: Вот, пожалуйста… (останавливается
в недоумении) Хронов? (заглядывает в
спальню). Этот тип меня с ума сведет! Куда он делся?
Садится на диван, пьет кофе, неотрывно смотрит на картины. Потом идет к компьютеру, собирается его включить, передумывает, поворачивается и снова смотрит на картины.
Кто ты, детка? Надо найти ее… Чертов Хронов! Ничего из него не выбьешь! Мелит какую-то чепуху!
Отходит, садится на диван, продолжая смотреть на картины. Великолепно!
Его
квартира погружается в полутьму. Наверху появляется Лора, она танцует…танцует
легко, грациозно до того момента пока не раздается выстрел. Лора падает. Внизу кричит
Далин.
Далин:
О, Господи! Привидится же такое! Делает
глоток из чашки. Это она! Мистика какая-то! Бред! Эта леди не выходит у
меня из головы.
На
секунду Далин замирает, потом кидается туда, где стоят картины художников,
появляется из глубины сцены уже с холстом, кистями и красками, начинает
рисовать. Он рисует на протяжении всей следующей сцены.
Лора поднимаясь: Это сведет меня с
ума! Как только забываю о кошмаре, он повторяется снова и снова. Как сложно
избавится от прошлого! Вцепится железной рукой в горло и держит!
Появляется Хронов.
Хронов: Привыкнешь.
Протягивает Лоре картину.
Лора глядя на картину: Какая печальная душа! Это он или она?
Хронов: Он.
Лора: Почему, так страдает?
Хронов: Я не буду об этом говорить.
Лора: Зачем тогда принес его пейзаж?
Хронов: Чтобы ты знала,
кому я отдал твои картины.
Лора: Ему?
Хронов: Да. И он в них
влюбился.
Лора: Ой, ну это – глупость! Как можно влюбится в картины?
Хронов: Ты выплеснула на полотно душу. Как в них можно не влюбиться? Кстати,
сегодня он, впервые, за много лет взял в руки кисть.
Лора: За много лет? Нереализованный талант убивает.
Хронов: Он рисует твой портрет.
Лора испугано: Чувствует меня?
Хронов: Это пройдет!
Это пройдет, я постараюсь. Главное, твои работы в надежных руках.
Лора: Парень пахнет горем и отчаяньем. Бедный, бедный художник! Кто-нибудь
обязательно захочет сделать его счастливым.
Хронов: Захочет ли он принять это счастье?
Лора: Милый друг… шепотом он слышит их? Слышит?
Хронов неохотно: Да! Уходит.
Свет наверху медленно гаснет и становится ярче в квартире
Далина. Он откладывает кисти и краски, садится уставший на стул, несколько
секунд о чем-то думает, затем решительно берет телефон и набирает номер.
Далин: Алло! Серег? Прости, ради Бога! Да, да я знаю, что пять утра, но я не
мог не позвонить. Слушай, меня не будет на выставке. Да, я охренел! Да, подожди
ты, не кричи! Знаю, что это очень важное событие, но я не приду. Справишься
сам. Ты сейчас быстро успокоишься, когда узнаешь почему. Я рисовал. Всю ночь.
Да, сам не могу в это поверить. Портрет женщины. Нет не реальной, из моей
больной головы… Да. Придумай что-нибудь, хорошо? Давай, Серега, пока! Я
позвоню. Все, Бай!
Кладет
трубку, потом подходит к своей картине, несколько секунд смотрит на нее и
уходит в спальню. Картины Лоры начинают вращаться, они останавливаются, и мы
видим, что на средней, прямо за колючей проволокой изображена фигура Хронова,
которой раньше не было. Затем все погружается в полную тьму, но это длится
несколько мгновений. С кухни раздается шипение сковороды, звон посуды и
непонятное пение. Свет набирается, на картине Лоры больше нет Хронова, все как
прежде. Из спальни появляется заспанный Далин и удивленно смотрит на кухонную
дверь. Оттуда появляется сияющий Хронов с двумя тарелками в руках.
Хронов: Добрый день! Точнее вечер. Прошу отведать этот скромный ужин, завтрак и
обед вы пропустили. Дрыхли, как сурок!
Далин: Черт подери! Вы меня заикой оставите! Как вы сюда попали?
Хронов: Когда я вчера уходил, дверь за собой не закрыл, а вы не удосужились
проверить. Садитесь за стол.
Далин: Хронов, вы меня усыновили?
Хронов: Хм! Как точно подмечено. Пусть будет так.
Садятся
за стол, молча, едят какое-то время.
Хронов: В галерее сегодня необычайное событие. Я проезжал мимо, очень много
народа. Все так торжественно. Вы разве не должны быть там?
Далин: Должен. Настроение не то. Тонев великолепно справится без меня. Он
прирожденный организатор. И в общении с людьми ему нет равных. А я оказываю на
всех не очень приятное впечатление.
Хронов: Ну, неужели, вам не интересно посмотреть на реакцию посетителей,
коллег, недругов в конце концов. Там полно прессы…
Далин: Нет, не интересно. Я знаю, наперед, как все будет, от начала до конца. И
к тому же я не в форме.
Хронов: Да? А почему?
Далин: Не спал ночь.
Хронов: И что же вы интересно делали?
Далин: Писал картину.
Хронов: Что? Впервые за столько лет?
Далин: За сколько – за столько? Что вы, вообще, знаете об этом?
Хронов: Я? Ничего. Просто я видел ваши последние работы и им не меньше десяти
лет. Ну, и что же вы рисовали?
Пауза.
Далин: Хронов, а вы кто? В нашем закрытом цеховом сообществе я о вас ничего не
слышал.
Хронов: И правильно. Я не художник, не галерист. Я…посредник. Если
действительно талантливый художник не может пробиться к зрителю, который его
оценит, появляюсь я.
Далин: Все равно я бы о вас слышал.
Хронов: По-моему то, что я вчера доставил вам три отличные работы, доказывает,
что я не квартирный вор.
Далин: Ладно. Хорошо. Но хочу вас предупредить, что вы не выйдете из моей квартиры,
пока не дадите мне телефон или другую информацию для установления контакта с
автором этих картин.
Хронов сочувственно: Влюбились? Или
просто родственную душу чувствуете?
Далин: Влюбился? Как можно влюбиться в человека, которого не знаешь?
Хронов: Не знаешь?! Здесь (показывает на
картины Лоры) гораздо больше, чем вам могли бы рассказать ее глаза, улыбка,
запах. Вы смотрите сюда и видите сразу суть. Нет личины, которая пытается
спрятать, заштриховать слабые места.
Далин: И все-таки, хотелось бы увидеть личину. Ну, неужели вам сложно дать мне
ее телефон?!
Хронов: Вы мне надоели. Направляется к
выходу.
Далин: Стойте! Как вам это?
Поворачивает
картину, которую нарисовал ночью так, что она видна Хронову и зрителям.
Хронов: Великолепно!
Далин: Кто это?
Хронов: Лора.
Далин: И вас это не удивляет?
Хронов: А почему это должно меня удивлять? Кстати, когда я видел ее в последний
раз, на ней было это платье.
Далин почти кричит: Но я никогда ее
не видел, понимаете? Никогда!!!
Хронов: А как же вы ее нарисовали?
Далин: Я не знаю… я увидел её… Хрен знает! Как во сне!
аронов: Надо же!
Далин: Как…я…могу…с ней…связаться?
Хронов: На небе уже показались звезды. Во-он ту, видите? Голубую? Лора живет на
ней.
Далин долго, устало смотрит на Хронова.
Далин: За что вы мне?!
Хронов: За талант! Хм…звучит как тост. Знаете? Раз вы уж начали рисовать, я б
на вашем месте не останавливался. Побольше кофе и за работу. Идет к выходу.
Далин: Стойте Хронов!
Хронов: Не теряйте времени!
Далин: Стойте!
Хронов: Увидимся. Хлопает дверью.
Далин: Вот черт! Черт!!!
Наверху
появляется Лора, кутается в шаль, разглядывает картину Далина. Далин идет к ее
портрету, садится рядом и смотрит на него.
Далин: Влюбился…Чтобы влюбиться, надо иметь вкус к жизни, а у меня его нет. Да
и вообще, что такое любовь?
Лора через паузу: Может, это –
«стоячая волна» эмоционального резонанса?
Далин: Ну, вот твою мать! Раньше я слышал просто какую-то музыку, а теперь ещё
и голоса.
Лора: Добрый вечер!
Далин: Да ещё бы!
Добрый!
Все
их последующее общение не похоже на простой диалог, это скорее телепатия.
Каждый принимает сообщение, обдумывает и отправляет ответ.
Лора: Вы написали мой портрет, это правда?
Далин: Да, это правда. Поразительно! Я не могу понять: я чувствую вас или
слышу?
Лора: И то, и другое. Этот вид общения для обреченных на одиночество людей. Мы
в разных реальностях, но настроены на одну волну. Здорово, правда?
Далин: Нет, не правда. Я чувствую себя параноиком.
Лора смеется: Это пройдет.
Далин: Вы смеетесь?
Лора: Да.
Далин: И часто смеетесь?
Лора: Да, я веселый человек.
Далин: По вашим картинам этого не скажешь. На них я вижу глубокую тоску и
желание вырваться из мира страданий.
Лора: Я вырвалась из него.
Далин: Да, и как вырвались?
Лора произнося с трудом: Просто ушла
от супруга…
Далин: Что ж он за подонок, если сделал вашу жизнь такой невыносимой?
Лора: Он не подонок, он несчастный человек. Знаете, счастье он все время искал
в земле. Он копал ее и думал, что для него здесь, кто-то обязательно,
что-нибудь зарыл.
Далин: Кажется, я понимаю, о чем вы.
Лора: А еще он не любил поднимать голову и оглядываться по сторонам. И не знал,
что существует небо. А мою страсть к живописи считал глупостью и блажью.
Далин: И вы любили его?
Лора: Я люблю его до сих пор. Люблю как ребенка, который родился с изъяном. И,
иногда, жалость пронзает так остро, что я начинаю кричать.
Далин: Но ведь он посадил вас в клетку?
Лора: Он догадывался, что на свете не существует клетки, которая удержала
бы меня. Каждую ночь я ложилась рядом, утыкалась ему в плечо, держала за руку,
создавая иллюзию покоя и гармонии. Но когда он усыпал, я уходила из своего тела
и гуляла по галактикам. Я научилась чувствовать едва заметные нюансы и получать
удовольствие от любых мелочей. Утром он смотрел в мои глаза, видел в них счастье
и приходил в неописуемую ярость, он прекрасно понимал, что не имеет никакого
отношения к моему счастью. Он так и не научился гулять со мной по галактикам.
Теперь Вы.
Далин: Что я?
Лора: Расскажите. От Вас пахнет отчаянием! И бедой. Вы давно не брали в
руки кисть. Расскажите об этом.
Далин: Это долгая история.
Лора: Но мы, ведь, не спешим.
Далин: Я никогда и ни с кем не говорил об этом.
Лора: Так с кем, как не
со мной?
Далин: Мне было двадцать семь. Меня уже знали как неординарного художника и мои
картины неплохо продавались. Я был успешным. Куча друзей, женщины, поклонники. Но
для полноты жизни чего-то не хватало… Позже я понял чего.
Однажды я прогуливался и наслаждался одиночеством, таким редким в то время. И тут увидел чудо. Это чудо сидело на скамейке, обнимая нелепую сумку. Ее выгнали из детского дома, так как возраст не позволял там больше оставаться, а квартиру, как это часто бывает, не дали. И вот сидит этот испуганный воробей и смотрит на меня своими огромными голубыми тарелками. Худющая! Ногти обкусаны, губы обветренны. Конечно, я забрал ее домой. Пауза.
Нет ничего лучше, чем
благодарная женщина, которая не требует от тебя денег и ежеминутного внимания. Она
расцветала на глазах. Я чувствовал себя Пигмалионом, и был похож на напыщенного дурака. Однажды она
позвонила мне с работы и сказала, чтоб я пришел в кафе (в двух кварталах
отсюда) у нее для меня потрясающая новость. Позже я узнал, что этой новостью
была ее беременность…наш ребенок. Я пообещал, но не пришел. Я рисовал. Меня в
тот день охватило такое вдохновение, что я забыл обо всем на свете. Я рисовал,
когда она сидела в кафе, я рисовал когда она выходила из него, я рисовал когда
недалеко от нашего дома, какой-то ублюдок втыкал в нее нож. Пауза. Шестнадцать
ножевых… Я до сих пор не могу понять, зачем шестнадцать, ей бы хватило и двух,
чтоб отправиться на тот свет. Если б я пришел тогда, ничего бы не случилось.
С тех пор не мог взять в
руки кисть, какой-то канал перекрылся. Жить не хотелось, но Тонев не давал никак
подохнуть.
Лора: Убийцу нашли?
Далин: Нет. Он как-будто растворился. Вы плачете? То смеетесь, то плачете.
Лора: Знаете, Андрей, я женщина, но никогда не жалела маленьких котят,
кроликов, птенцов. Страшнее смотреть, как мучается от раны огромный сильный
зверь. Вы такой зверь.
Далин: Вчера, впервые, за много лет, этот зверь набрался сил, сходил на охоту и
здорово поел.
Лора: Вот это уже лучше.
В квартире Далина раздается телефонный
звонок.
Далин: Алло! Ай! Серега, ты как всегда не вовремя! Я не могу сейчас, у меня очень
срочное дело! Ты здесь? А ему чего надо? Ладно, избавляйся от Парыгина я сейчас
спущусь за тобой. Кладет трубку.
Лора, вы еще здесь?
Лора: Да, я думаю о вас.
Далин: Обещайте, что мы с вами встретимся.
Лора: Увы, я не могу вам ничего обещать, это не в моих силах.
Далин: Прошу вас не исчезайте.
Лора: Я постараюсь. Приятных снов!
Далин: Спокойной ночи, Лора!
Свет
в квартире Далина тускнеет, он в полутьме накрывает картины Лоры, и уходит.
Лора: Как тяжело было все это услышать! Как сложно пережить такое! Появляется Хронов с бокалом в руке и
сигарой.
Хронов: Он, слава Богу, не догадывается о главном: убийцей был его
завистник, мелкая бездарная сошка, считающая себя художником. Если б Далин
знал, что весь этот кошмар был местью за его талант, его чувство вины было бы
несоизмеримо больше. И никакой Тонев не удержал бы его на этом свете.
Лора: Но где же справедливость? Гениальный художник потерял свою любовь и
перестал рисовать, а гадкий монстр свободен, живет среди людей и марает
полотно.
Хронов: Свободен? Среди людей? Ты меня недооцениваешь, детка! Тринадцать лет
назад он пришел домой, отмыл с себя кровь и… растворился в своих картинах.
Лора: Что? Я думала это великое благо?!
Хронов: Видела бы ты эти картины. Этот мир. Лучше просто упасть в небытие, чем
в то унылое дерьмо. Это тебе не далинская мечта о свете.
Лора: Знаешь, Далин не
человек, он целая Вселенная.
Хронов: Ооооо! Детка! Не вздумай влюбиться! Для тебя это смертельно!
Лора: Смертельно?!!! (смеется)
Смертельно!
Хронов: Будешь виски? Лора берет бокал
делает глоток.
Лора: Любовь воскрешает, Хронов, если это действительно любовь.
Свет
наверху гаснет. В квартиру Далина входят Далин и Тонев.
Тонев: Да, он неплохой художник, Андрюха. И мужик мировой.
Далин: Сколько раз тебе говорить? Мировой мужик – это не профессия! Он пишет на
заказ, что он выставлять собирается?
Тонев: Он уверяет, что у него полно работ написанных в состоянии истинного
вдохновения, и он хочет показать их людям, но, ни с кем кроме нас связываться
не хочет.
Далин: Сомневаюсь я, что человек до умопомрачения любящий деньги знаком с
истинным вдохновением. Господи! Да зачем ему это? Его и так знает каждая
собака. Парыгин – это шоу-бизнес. Я не хочу лезть в эту помойку.
Тонев: Ну, ладно-ладно, не кипятись! Кстати, ты мне сказал вчера про этого Хронова,
мне интересно стало. У всех наших спрашиваю, никто этой фамилии не слышал. Я
даже в интернете ничего не нарыл.
Далин: И не рой больше, черт с ним. Может он вообще себе эту фамилию на ходу
придумал.
Тонев: Слушай, у тебя из дома ничего не пропало?
Далин смеется: Нет, наоборот
появилось. Потом подробно расскажу и покажу. Сначала говори, как выставка
прошла. Парни как? Волновались?
Тонев: О! Безумно жаль, что тебя не было! Безумно жаль! Видел бы ты лица Светлова
и Кашникова! Они прятали зависть и злость поглубже, но все это добро
вываливалось из каждой дырки. Все спрашивали о тебе. Ты нужен народу, Андрюха,
в любом качестве. У тебя поразительное чутье на таланты. От Герусенко сегодня
не отходили. Главное он сам не ожидал такого успеха. Бедный парень не знал, как
реагировать, он еще скромный, забился в угол… Замирает перед портретом Лоры. Это она?
Далин: Да.
Тонев: Потрясающе! Я всегда знал, что ты гений. Андрюха… Но, это великолепно!
Можно я сфотографирую? Наташке покажу.
Далин: Конечно.
Тонев: Тем более она
так за тебя переживает. Сегодня сказал ей, что ты опять рисуешь, она радовалась
как ребенок. Фотографирует портрет. А
увидит картину, вообще с ума сойдет!
Далин: Вы ненормальная семейка! Вечно кого-то пытаетесь спасти.
Тонев: Да. А вот тебя не удавалось. Столько потратили сил! Столько нервов! А тут
привидилась какая-то женщина и вот она уже на холсте.
Далин: Это не просто женщина… Знаешь, она бесконечна как Вселенная.
Тонев: Ты с ней успел пообщаться? Когда?
Далин: Да, вот буквально час назад. Но нормальным общением это не назовешь.
Даже не знаю как обьяснить… В общем, проникновение в чужое сознание, минуя
жесты, мимику, взгляды…
Тонев: Ага! Значит здесь показывает на
комп беседовали.
Далин обрадованно: Да.
Тонев: А когда планируете встретиться вживую?
Далин: Пока не решили. Открывает картины
Лоры. Взгляни на это.
Тонев: Это ее? Далин кивает. У меня
нет слов. Андрюха, вы очень похожи.
Далин: Не преувеличивай, не совсем.
Тонев: Давно она пишет? Много у нее еще работ?
Далин: Это пока единственные.
Тонев: Я знаю, что нужно сделать. Убеди ее рисовать. Убеди! И сам рисуй. Уйдите
в работу с головой, забудьте обо всем на свете! А потом…потом мы устроим такую
выставку, которая станет событием мирового масштаба! Все ахнут! Люди будут рыдать
у картин! Вы взорвете эту сытую толпу. Потому,
что глядя на это нельзя оставаться равнодушным! Ты меня слышишь? Что ты об этом
думаешь?
Далин: Идея неплохая, я поговорю с ней.
Тонев: Ты согласен? Андрей, ты начинаешь воскресать. Как я рад за тебя! Как
рад!
Далин: Спасибо, Серый!
Тонев: Ладно, твой рабочий день уже начинается, а вот я пойду в гнездо. Наташка
с мелкими не справляется. Сегодня всплеск позитива, какой-то. Праздник просто! Подходит к двери. Ну, пока, я
обязательно загляну на днях.
Далин: Пока, Тонев! Спасибо, что зашел!
Тонев уходит, Далин идет в спальню. Из
картины Лоры появляется Хронов с сигарой. В полной тишине к чему-то
прислушивается, потом начинает танцевать. Квартира Далина погружается во тьму.
Звучит странная мелодия, потом ещё одна и
ещё… Хор мелодий стихает. Снова светло.
Лора,
наверху, рисует карандашом на бумаге. Далин,
внизу, исправляет на картине разные детали.
Лора: Ну, почему я должна об этом думать, Андрей? Я просто хочу изобразить на
холсте свои эмоции, чувства, впечатления.
Далин: А судьба твоей картины тебя не интересует? Нельзя халатно относиться
к ремеслу. Тициан и Веласкес, помимо всего прочего, были делателями картин. А
современные художники, думают, что их задача создавать, а уж реставраторы как-нибудь
сохранят. Знаешь, да, что в музеях самые «больные» картины датированы
последними годами? У тебя, кстати, уже заметно пожухание красочного слоя.
Лора: Боже, мой! Я всегда хотела быть художником-творцом! А если
все время изучать технику превратишься в сухого ремесленника.
Далин: За целый месяц я не смог тебя убедить, что утверждение, что
правила и система сужают гения – ошибочно.
Лора: Далин, ты зануда!
Далин смеется: А ты легкомысленная!
Лора: Ну, что у тебя
там, ремесленник? Все отточено?
Далин: Почти. Странно…
Лора: Что странно?
Далин: Все время думаю
о том, что Тонев любит меня, но не понимает. А ты понимаешь, но не…
Лора: Замолчи! Не знаешь – молчи!
Далин: А чего я не знаю?
Лора: Ты обещал, когда закончишь картину, рассказать что на ней.
Далин: Чего я не знаю? Может, я не знаю того, что сделало бы меня счастливым
человеком?
Лора: Самые опасные люди, это – провокаторы. На что ты меня сейчас
провоцируешь?
Далин: Ни на что. Просто люблю тебя дразнить.
Лора: Что на картине?
Далин: На картине изображена радость. Радость по поводу появления иллюзии в
моей жизни. И поэтому сама радость тоже иллюзорна. Самый дорогой для меня
человек существует лишь в моем воображении. Что может быть хуже?
Лора: Хуже? Хуже когда
нет воображения. Андрей, мы все живем в мире, где есть предметы и тела, все
остальное – наше воображение.
Далин: Лора сморозила дикую глупость.. Запахло некомпетентностью в области
философии.
Лора: Все! Я «умываю руки». Ищи себе компетентного собеседника!
Далин: Стоять! Пауза. Остыла? Что рисуешь?
Лора: Ничего.
Далин: Неправда.
Лора: У меня в руках белый лист.
Далин: Неправда.
Лора: Твое счастье, что я далеко!
Далин: А что было бы?
Лора: Не знаю. Схватила бы за кадык!
Далин: Я бы увернулся.
Лора: У меня хватка железная.
Далин
смеется.
Далин: Что рисуешь?
Лора: Я рисую портрет женщины. Земной женщины. У нее трое детей, муж, попугай и
собака. С утра она отправляет детей в школу и сад, бежит по магазинам, готовит
обед и ужин, убирает, стирает, успевает посплетничать с подругой по телефону.
Далин: Я бы умер от
тоски рядом с такой женщиной.
Лора: Это прекрасная женщина. У нее нет крыльев, которые мешают передвигаться
по кухне. Она простая, земная, настоящая…
Далин: Примитивная.
Лора: Да, именно. Я хочу быть такой женщиной, Андрей! Я хочу быть простой,
примитивной, и…счастливой!!!
Далин: Лора! У каждого свой путь. Ну, не повезло тебе родиться домохозяйкой.
Но, поверь, крылатые тоже размножаются. Ты обязательно добудешь свое счастье.
Лора: Нет. Не добуду.
Далин: Ну, перестань! Нет повода для печали и ты решила его себе придумать?
Лора: Поверь, у меня есть повод для печали.
Далин: Какой же, интересно?
Лора: Как бы тебе ответить, чтобы не шокировать? Полное отсутствие каких-либо
перспектив. Горизонт жизни стерт.
Далин: У тебя депрессия. Это лечится одним.
Лора: Чем же?
Далин: Любовью.
Лора: А вы, доктор, можете мне помочь?
Далин: Думаю да. Пауза. Иди ко мне!
Лора: Нет.
Далин: Все это,
какой-то странный сон, который не собирается сбываться, от этого боишься
проснуться. Раньше влюбляясь в женщину, восхищаясь ее красотой, я никак не мог
докопаться до сути. Ее внутренний мир был для меня темной стороной луны. С
тобой все иначе. Ты единственный человек в мире, которому я доверяю. Твое
сознание…душа ежесекундно рядом со мной. Мне тепло от мысли, что есть кто-то,
кто чувствует меня каждой клеткой. Но мне хочется элементарно обнять тебя!
Лора: То есть моей души тебе мало?
Далин: Я обычный мужик, Лора. Я хочу схватить тебя в охапку и унести в спальню.
А не только восхищаться твоими картинами. Каждое утро, когда я здороваюсь с
тобой, я хочу целовать тебя при этом.
Лора: Я миллион раз
тебе повторяла: я не могу сейчас к тебе приехать.
Далин: Почему?
Лора: Я очень далеко.
Далин: Где бы ты не находилась, в наш век расстояния преодолеваются
стремительно. У тебя нет денег? Скажи, я вышлю.
Лора: Андрей! Перестань!
Далин: Нет, не престану.
Лора: С какой целью? С какой целью я должна к тебе приехать? Для того, чтоб ты
сразу потащил меня в спальню?
Далин: Я не сразу потащу, сначала накормлю, дам отдохнуть.
Лора: Перестань! Ну почему ты все портишь? Я наслаждаюсь общением с тобой.. И
меня все устраивает.
Далин: Меня не устраивает! Меня это, Лора, не устраивает! Когда ты появилась в
моей жизни, я подумал, что наконец-то всходит солнце, но оказалось, что в
комнате просто включили свет и тут же выключили. Я тебя последний раз
спрашиваю: ты сюда приедешь в ближайшее время?
Лора: Нет. Я не приду в твою реальность.
Далин: Тогда исчезни! Совсем! Вся без остатка. Я больше не хочу, как идиот
смотреть на твой портрет, который сам же и нарисовал, и слышать у себя в голове
твой голос. Ты моя галлюцинация. А я больше не хочу быть параноиком. Исчезни
навсегда! Поняла меня?
Лора: Да.
Далин
уходит на кухню.
Прости меня моя звезда! Я как
медуза Горгона – уничтожаю все, на что взгляну.
Появляется Хронов.
Хронов: Угомонись!
Лора: Ты зачем пришел? Я же сказала, что хочу побыть сегодня одна.
Хронов: Одна? Если ты хочешь побыть одна, зачем с ним общаешься? Лора с удивлением смотрит на Хронова. А,
что? Ты думала, в мире есть вещи, о которых я не знаю? Напрасно ты так думала.
Вот, что хочу сказать тебе, детка: было сложно уберечь тебя от глупого
минотавра, но от мудрого зверя, который зализал свои раны и набрался сил я не
смогу тебя защитить.
Лора: Что значит защитить? Он не желает мне зла.
Хронов: Не желает зла… Твой муж тоже не желал тебе зла. Открою тебе секрет: в
мире, на самом деле, мало кто кому желает зла, но оно творится ежесекундно.
В это время внизу, в полутьме, появляется Далин, он нервно ходит по комнате,
берет портрет Лоры, относит его в глубину сцены.
Лора: Андрей бесконечно мудрый человек. Он никогда не позволит себе обидеть
меня.
Хронов: Лора, ты так говоришь, будто ваш союз возможен.
Лора: Нет! Конечно, нет!
Хронов: Я просто хочу тебя убедить не наделать глупостей. Избавься от того, что
зреет в твоей голове.
Лора: А ты не лезь в мою голову! Что ты знаешь о моих мыслях?
Хронов: Нет гарантий, что я смогу привести тебя сюда во второй раз.
Далин: Лора! Лора ты слышишь меня? Лора
уходит. Лора, откликнись, прошу!
Хронов: Наверно, только избранные получают вторую пулю в то же место. Уходит.
В квартире Далина раздается
телефонный звонок.
Далин берет трубку: Алло! А…привет!
Нормально. Да точно все хорошо… Слушай, Серег, ты чего прицепился? Отлично я
провел день: встал, побрился, позавтракал, рисовал… Тебе все до мельчайших
подробностей? Я не могу понять, почему ты так волнуешься. Когда мы последний
раз виделись, я сиял как медный пятак. Нет…только не сегодня…Мне не до тебя,
завтра приходи. Хорошо. Пока! (кладет
трубку) Лора! Ло-ора…Боже, мой! Я умалишенный!
Звонок в дверь. Далин открывает, входит Хронов с двумя гвоздиками, идет и
ложится на диван.
Хронов: Ну, как я? Хорошо буду смотреться в гробу?
Далин: А что такое? Наконец-то нашелся тот, кто не обладает таким терпением как
мое?
Хронов поднимаясь: Ну, таких людей
много. Но я их не боюсь. На самом деле, это я ВАМ пытался продемонстрировать, что
смерть не так уж страшна. Вы лежите бледны, красивы…вас пришла проводить куча
народа: друзья, родственники…я тоже обязательно буду.
Далин: Вы?! Вы что, думаете, я умру раньше вас?
Хронов: О! Я в этом уверен.
Далин: Это почему же?
Хронов: А…Пренебрежительно машет рукой.
Я бессмертен.
Далин: Ой, Хронов! Мне ваш цирк стал даже нравиться. Кофе будете?
Хронов: Не откажусь. Можете капнуть туда коньяку.
Далин: Капну. Только, прошу вас, не исчезайте как в прошлый раз.
Хронов: Нет, не исчезну. У меня к вам несколько вопросов.
Далин: Это, каких же?
Хронов в кухню: Да, ничего
особенного. Во-первых: я хотел бы знать о смысле вашей жизни. В чем он? Далин на кухне смеётся. Не понимаю
причины веселья, я задал серьёзный философский вопрос. Далин появляется с двумя кружками, одну протягивает Хронову.
Далин: На этот философский вопрос человечество пытается найти ответ на
протяжении уже многих веков.
Хронов: Разве я сказал, что меня интересует человечество? Я спросил только вас,
о вашей конкретно судьбе. Меня действительно интересует ради чего жил художник,
не рисовавший тринадцать лет и ради чего он живет теперь, когда начал рисовать.
Далин: Я не могу однозначно ответить на этот вопрос.
Хронов: А вы попробуйте. Знаете… банальные, однозначные ответы, чаще всего
попадают в точку.
Далин после паузы: Ради любви. Такой
ответ вас устроит?
Хронов: Вполне… Вполне устроит. Бормочет
под нос: «ради любви… ради любви». Вдруг резко и громко. А жизнь ради любви
отдали бы? Это второй вопрос.
Далин: Вы с чьих-то похорон? Две гвоздики, гроб, смерть… У меня мурашки по
спине.
Хронов: И правда, чего это я? Совсем разошелся! Это, наверно, потому, что я о
вас беспокоюсь.
Далин: Еще один! Оставьте это Тоневу.
Хронов: А он, что тоже переживает?
Далин: Да. Совершенно непонятно по какой причине. Уже с утра позвонил,
назадавал кучу дурацких вопросов.
Хронов задумчиво: Ну, если переживает, значит,
причина у него все-таки есть.
Далин: Что?
Хронов: Нет, ничего. «Жаренным запахло»!
Далин: Я вас не понимаю.
Хронов: Тут и понимать нечего. Когда он к вам собирается заявиться?
Далин: Завтра днем. Да, что случилось, в конце концов?
Хронов: Ничего страшного не случилось. Просто не рассказывайте ему больше про
Лору.
Далин: Он знает про Лору.
Хронов: Да, что он знает про Лору? Он только видел её картины. Осекается. Если он у вас был, конечно.
Далин: Был и видел, и знает, что мы с ней общались.
Хронов: Общались?
Далин: Да. Вот здесь показывает на
компьютер беседовали.
Хронов: Вот как? Ну, если Тонев так думает это хорошо.
Далин: Что значит Тонев так думает? Это так и есть.
Хронов: Устал я. Не знал, что все так далеко зайдет. Просто хотел, чтоб картины
Лоры вам достались.
Далин: Мне?
Хронов: Не конкретно вам, а вообще, человечеству.
Далин: А себя вы к человечеству не относите?
Хронов: Нет. Уже давно нет. Так вот, я подумал, что Андрей Далин знает, что
делать с этими работами, но Андрея Далина очень заинтересовал автор.
Далин: А что вы находите удивительного в том, что галерист интересуется
художником?
Хронов: Степень заинтересованности может быть разная.
Далин: Слушайте, я ведь больше не спрашиваю вас о Лоре, не пристаю с вопросом,
где её найти.
Хронов: А зачем? Когда вы можете у неё обо всем спросить и при этом компьютер
включать совсем не обязательно.
Далин: Я не понимаю.
Хронов: Все вы понимаете. Я бы не начинал этого разговора… Я, вообще, не люблю
лезть в чужие дела, но я обязан вас предупредить: если вы сейчас не прекратите
общения с Лорой, вам в скором времени придется сделать выбор. Очень нелегкий
выбор. Просто попросите её уйти, и она уйдет. Она очень мудрая женщина, но она
не может существовать без эмоций. Поверьте, между вами нет ничего серьезного.
Да это – бред, влюбиться в человека которого не знаешь!
Далин: Не знаешь? Вот это показывает на
картины Лоры говорит мне о ней больше чем улыбка, волосы, глаза. И, вообще,
я не знаю, кто вы и почему так осведомлены, но я прошу вас не лезть не в свое
дело.
Хронов: О, Андрей! Вы даже не представляете, насколько, это МОЕ дело! Оставьте
в покое Лору, откажитесь от общения с ней.
Далин: Хронов, а вы не ревнуете ли?
Хронов: Тьфу, ты! Глупость какая! Не знаю я Далин ни любви, ни ревности. Я
говорю это, дабы, уберечь вас от ошибки. Порог могу переступать только я. Вам
придется уйти насовсем.
Далин: Какой порог?! Что Вы несёте?!
Хронов: Послушайте…
Далин: Уходите! Не хочу ничего слышать!
Хронов через паузу: Ну… в конце концов,
я предупредил. Уходит.
Свет в квартире Далина меркнет, картины Лоры
начинают вращаться, когда они останавливаются из средней появляется Лора, она
оглядывает комнату, прикасается к вещам, любуется на свой портрет, потом уходит
в кухню. Из спальни появляется Далин и зовет Лору .
Далин: Лора! Лора, прости меня солнце! Ло-о-ора!
Лора выходя из кухни: Андрей?
Очень
длинная пауза.
Далин: Вот это сюрприз!
Лора: Я тоже очень рада тебя видеть! Далин
подходит к Лоре, чтобы её обнять. Нет! Нет, Андрей! Сядь, пожалуйста на
диван!
Далин: Зачем?
Лора: Сядь. Далин садится на диван, Лора устраивается
у его ног. Вот так я хотела сидеть и смотреть на тебя, снизу-вверх. Всегда
мечтала хотя бы увидеть мужчину сильнее, умнее, мудрее и талантливее чем я.
Далин смеется: Не обижайся, но с
самомнением у тебя все в порядке. То есть таких мужчин, практически, нет?
Лора: Не-а. Я знаю, что очень талантлива.
Далин: Почему тебя
нельзя обнять?
Лора: Потому, что нельзя. Крепись! Мой портрет великолепен.
Далин: Это неправда. Глядя на оригинал, я понимаю, что он просто примитивная
открытка.
Лора: Даже если б ты очень захотел, то не смог бы нарисовать примитивную
открытку.
Далин: Зачем врала, что находишься очень далеко? Не хотела со мной встречаться?
Лора: Андрей! Слишком много вопросов. Давай не будем тратить на это время.
Далин: А на что мы будем его тратить?
Лора: Я хочу смотреть на тебя. Запомнить каждую точку на твоем лице, каждую
черточку. У тебя есть недостатки?
Далин: Конечно! Полно. Хочешь я спою, и ты в три минуты удерешь отсюда?
Лора смеётся: Нет, не удеру.
Далин: Ну, тогда просто возненавидишь меня.
Лора: Не-ет!
Далин: Да, поверь мне. Меня все ненавидят, когда я пою.
Лора: Неужели так плохо поешь?
Далин: Громко пою, низким голосом, но мимо нот.
Лора смеется: Ну, тогда, может
станцуешь?
Далин: Оооо! Я такой танцор, Лора, что мне…многое мешает, понимаешь? Лора смеётся ещё громче. Как мне нравится твой смех! Им надо лечить
людей, которые слышали мое пение. Нашим с тобой внукам я буду рассказывать, что
при первой встрече бабушка смеялась так, что начала икать.
Лора: Но я, ведь не икаю.
Далин: А как я могу не приукрасить историю? Тем более для внуков?
Лора: У нас с тобой не будет никаких внуков.
Далин: Будут, Лора! Будут! Я не знаю, что ты там себе напридумывала, и какое ко
всему этому имеет отношение господин Хронов, но я больше не потеряю женщину которую…которая
так мне нужна.
Лора: У меня не может быть детей.
Пауза.
Далин: Отсюда все твои метания? Это ерунда. В детских домах их полно. Какая нам
разница кого делать счастливым? В конце концов, картины наши дети.
Лора: Мне искренне
хочется, Андрей, чтобы рядом с тобой была женщина, которая сделает тебя
счастливым отцом. А я всегда все разрушаю и никак не могу понять почему.
Далин: Это неправда. Ты слишком много на себя берешь.
Лора: Далин, я хочу есть.
Далин: О,Господи! Прости! Я просто эгоист! Даже ничего не предложил. Кинулся на кухню. А мне и предложить-то
нечего. Так! Я знаю, что делать. Лора, подожди меня три секунды, я только переодену
брюки, и мы пойдем с тобой в ресторан. Хорошо?
Лора: Хорошо. Андрей, ты прости меня, ладно?
Далин: За что?
Лора: За то, что я…глупости, иногда, говорю. И, вообще, странная…
Далин: Ты не странная, ты особенная! Я мигом. Исчезает в спальне.
Лора: Скажи, а что ты будешь делать с моими картинами?
Далин из спальни: Я, ведь, уже
говорил. Ты напишешь еще с десяток шедевров, и мы устроим совместную выставку.
Лора: А как мы её назовем?
Далин: Ну…я пока об этом не думал. Может «Любовь побеждает расстояния»?
Лора: Нееет! Длинно.
Далин: Тогда «Слияние двух миров».
Лора: Это тоже не годится.
Далин: Когда все картины будут готовы, название родится само.
Лора: А лучше доверить это третьему лицу.
Далин появляясь: Только ни слова о
Харонове.
Лора: Хорошо не буду.
Далин: Ну, идем? Протягивает руку.
Лора игнорируя руку: Только никакого
алкоголя.
Далин: Боишься я напьюсь и буду приставать?
Лора: Именно.
Далин: Хорошо, ограничимся соком, но приставать я все равно буду.
Раздается звонок в дверь.
О, нет! Это Тонев! Подожди, родная! Я не пущу его! Две минуты и избавлюсь.
Лора: Хорошо.
Далин уходит. Лора смотрит ему вслед, потом падает. Её подхватывает на руки внезапно появившийся из картины Хронов.
Хронов: Черт, а?! Черт!!! Я, ведь, говорил! Я предупреждал!
Он уносит Лору в картину.
Через мгновение в комнате появляется Далин, за ним идет Тонев.
Далин: Что ты несешь, Тонев? Почему я никак не мог её видеть? Да,что за бред? Зовет. Лора! Лора иди я познакомлю тебя с этим кретином! Он не верит в твое существование. Лора! Лора, ты где?!
Далин ищет Лору на кухне и в спальне. Тонев со страхом наблюдает за ним.
Да, что же происходит в этом грёбанном мире? Устало садится на диван.
Тонев: Я принесу тебе попить. Уходит на кухню.
В это время наверху появляется Хронов. Он усаживает Лору в кресло.
Хронов: Ты допрыгаешься, детка!
Лора: Прости меня, пожалуйста!
Хронов: Скажи, о чем ты
думала?
Лора: Я не думала. Совсем. Наверно, я поддалась инстинктам.
Хронов: Какие у тебя могут быть инстинкты? Опомнись!
Лора: Ну, тогда чувствам. Ведь чувства у меня есть?
Хронов: О! Этого добра навалом. Ты подвергаешь его смертельной опасности.
Лора: Понимаю.
Хронов: Ему придется встать перед выбором.
Лора: Нет! Слышишь? Нет!!! Только не это! Никакого выбора! Я исчезну из его
жизни.
Хронов: Ты меня поражаешь! Это не твой минотавр, Лора! Далин все « раскопает» и
встанет перед выбором.
Лора: Но он ничего не сможет сделать, если ты не поможешь. Просто не появляйся
у него больше и все.
Хронов: А я помогу ему Лора.
Лора: Нет, ты не имеешь права! Ты ведь не убийца!
Хронов: Я не убийца, я помощник.
Лора: Я умоляю тебя, не ходи к нему!
Хронов: Ты хочешь, чтоб он думал, что он сошел с ума? И не забывай, есть и
другой порог. И там я уже не властен.
Лора плачет.
Тонев
приносит Далину воды. Садится рядом.
Тонев: Андрюх, ты не мог видеть эту женщину у себя в квартире и тем более
разговаривать с ней. Она погибла год назад.
Далин: Что ты несешь? Ты спятил?
Тонев: Я нет. Я показал жене снимок портрета Лоры, который ты нарисовал, и
Наташка её сразу узнала. Она принесла мне газету, в которой описана эта жуткая
история. Протягивает Далину газету. Лора действительно была художницей и
довольно перспективной, блистала в своем бомонде, пока не вышла замуж за капитана
милиции. И как её только угораздило? По началу, как это бывает, все шло хорошо,
семейная жизнь, по словам друзей Лору радовала, но потом муж разогнал её
окружение, запретил общаться даже с матерью; после, посетил студию и сжег там
все картины (остались только те, что были кому-то подарены). Ну, а дальше дело
совсем стало плохо…он не выпускал её из дома, а когда уходил, приковывал
наручниками к батарее. Соседи рассказывают жуткие вещи про стоны, крики, плачь.
В общем, однажды, Лора попыталась сбежать, но он выстрелил ей в спину прямо на
лестничной площадке. Ну…его посадили, а её…хоронил весь город. Пауза. Мы с Наташкой уже неделю не знаем,
как тебе об этом сказать.
Далин
все это время не отрываясь смотрит в газету.
Далин хрипло: Все это случилось в столице,
но это ведь, три тысячи верст отсюда.
Тонев: Да, очень далеко, я тоже удивился. Поэтому скажи, кто привез тебе эти
картины? Это действительно её картины. Я нашел репродукции в интернете.
Дверь открывается, входит Хронов, проходит
через комнату, начинает накрывать две лорины картины, оставляя ту, что в
центре.
Далин: Как всегда вовремя! Вот он и привез. Познакомься, Сергей, это Хронов,
имени не знаю.
Тонев
закрывает лицо руками потом берет Далина за плечо.
Тонев: Андрюха! Брат! Здесь нет никого.
Далин
долго смотрит на Тонева, потом переводит взгляд на Хронова, он понимает, что
Сергей действительно последнего не видит.
Далин: Серег, принеси мне ещё воды.
Тонев: Конечно-конечно!
Тонев
убегает на кухню.
Далин: Значит вы моя галлюцинация.
Хронов: Нет.
Далин: И Лора тоже моя галлюцинация. Боже, мой! Я сумасшедший!
Хронов: Это не так! Это совсем не так.
Далин: А почему тогда Тонев вас не видит?
Хронов: Он неплохой парень, но принадлежит к числу обывателей, хоть и имеет
дело с живописью, а эта порода ничего дальше собственного носа не видит. Картины
истинных художников, это не просто застывшие краски, это другая реальность
которую можно открывать и в которую можно уходить. Создание таких реальностей
под силу немногим.
Далин: То есть вы хотите сказать, что я сейчас войду в любую из этих картин?
Хронов: Нет. Этого я
сказать не хотел. Переход под силу немногим. Если честно, специалистов в этой
области, кроме себя я пока не встречал.
Далин: Вот как? Ну, это уже совсем смешно.
Хронов: Вы мне не верите?
Далин: Как я могу верить собственной галлюцинации?
Хронов: Я не ваша галлюцинация! Хотя я знал, что переубедить вас будет не
просто. Наломала, Лора дров!
Далин: Я хоть и не верю в происходящее, да и, вообще, плохо понимаю, что
происходит, но не спросить не могу… Где Лора? Что с ней? Появляется Тонев.
Хронов: Избавьтесь от него. Если вы будете продолжать со мной разговаривать,
Тонев приведет сюда «Скорую помощь» и ваша встреча с Лорой будет отложена на
неопределенный срок.
Тонев: На!
Далин: Спасибо, Серег, большое! У меня к тебе просьба.
Тонев: Все, что в моих силах!
Далин: Ты не мог бы оставить меня?
Тонев: Нет-нет! Вот об этом не проси. Я очень за тебя переживаю.
Хронов: Скажите ему, что вас разыграли.
Далин: Серый! Мне кажется, меня очень зло разыграли.
Тонев: Аааа! Вот в чем дело? Тогда все понятно. Это все объясняет. А кто? Кто
такая скотина?
Далин: Я тебе потом все расскажу, ладно? Я очень хочу побыть один. Со мной все
в порядке, честное слово! В конце концов, ты живешь через дорогу, в любой
момент сможешь придти. Ну и звони.
Тонев: Ладно. Хорошо. Не буду тебя раздражать. Но обещай сам звонить. Идет к выходу.
Далин: Обещаю. Пока!
Тонев: Угу… Пока!
Хронов: Полный наивняк!
Далин закрывая за Тоневым дверь: Что
с Лорой?
Хронов: Она опять в том мире, который создавала на протяжении отведенных ей
лет. Когда минотавр нажал на курок я успел подхватить её на руки и переступить
порог (показывает на картину). Ей там
было комфортно, телесность не мешала Лоре погружаться в свой мир и при жизни.
Но сейчас появились вы, Далин, и в ней вспыхнули чувства несовместимые со смертью.
И захотелось обратно, а это, к сожалению, невозможно.
Далин: Почему невозможно? Вы же ходите туда-сюда.
Хронов: Я другое дело. Я не успел умереть в этом мире.
Когда-то я тоже принадлежал к вашему людскому племени. Начинал как
художник и уверяю вас, вошел бы в историю как гений, если бы во мне не открылся
другой дар, сделавший меня бессмертным, а потом и бестелесным. Мои произведения
нравились многим, а мне нравились произведения моих друзей. Время было такое –
все сходили с ума от живописи, да и вообще, от искусства. Как-то меня позвал
один приятель, который собирался показать собратьям по кисти свой законченный
шедевр. Я пришел и замер перед этой картиной. Она была великолепна,
фантастична, а потом я, вдруг, услышал, что она звучит. Потрясающая музыка,
неземная, едва уловимая…Она не была слышна никому кроме меня. Да Вы знаете о
чем я! Как ненормальный я примчался домой и стал прислушиваться к своим
картинам и к великой радости услышал то, что хотел… Звучание… Совсем иное, но
великолепное! И, вдруг, одна из картин на моих глазах распалась на триллионы
частей, превратилась в некую субстанцию. Я сделал шаг и она сомкнулась за моей
спиной. Перед глазами в полной мере, открылся мир, где все мои мечты, желания,
страхи были воплощены в странную, но гармоничную форму. Я секунд пять любовался
этим чудом, а потом в ужасе попятился назад и очутился в своей комнате. Долго
не мог придти в себя, но после привык и стал путешествовать. Моя телесная
оболочка истончилась. Я перемещаюсь в реальностях и поэтому время, материя и
пространство больше не имеют надо мной власти. А с недавнего времени, пришлось
стать еще и проводником. Я спасаю от человеческой злобы, таких как вы и Лора. Я
понимаю, все это звучит фантастично, и вам сложно в это поверить, но…
Далин: Нет, не сложно. Я слышу, как картины звучат, я знаю, что они живые.
Большинство художников уходят в них во сне… Что ж…вы делаете это наяву.
Пауза.
Мне говорили, что шизофреники очень логичны… Теперь я понимаю что это так.
Хронов: Вы не шизофреник.
Далин: А какая теперь, собственно разница? Доказывать реальность одного мира и
нереальность другого? Этим мне теперь заниматься всю оставшуюся жизнь? Пауза. Отведите
меня к Лоре.
Хронов: Я бы очень не хотел этого делать.
Далин: Бросьте! Вы же мне не просто так все это рассказали.
Хронов: Нет не просто. Было б хуже, если б вы оставались в неведении. Понимаете,
Андрей, что пути назад не будет? Вам в прямом смысле придется умереть для этого
мира. А вы можете остаться, написать массу великолепных картин, жениться,
завести детей.
Далин: Женится? Женщинам, которых я люблю, почему-то не суждено оставаться на
этом свете. И потом… Я так устал! Я уже не чувствую ни боли, ни
разочарования…только усталость. При такой пустоте в душе, на холсте не появится
ни мазка. Хронов, сделайте доброе дело, отведите меня к Лоре.
Темнота. Звучат мелодии, сменяя одна другую. А потом, окруженный красным сиянием появляется Минотавр (мужчина с головой быка)
Минотавр: Это ни черта не честно! Ни черта! Посылать молодые души на бой, отобрав память. Заповеди! Кто в них верит? Кто им учит?! Меня не учили. Никто не сказал, что ад или рай это созданный тобой же мир! Нарисованная блин, картинка. Молодые души не вспомнят об этом. А все были молодыми. Все были Минотаврами. Так, что ваша гордыня бессмысленна! Зло смеётся. Пауза.
Мой мир – лабиринт, потом – пустота и снова – лабиринт. Блуждая в нем, я вижу кровь на её ногах и слышу, как она кричит от боли. Лора умирает в моем мире каждый день. В одном из коридоров я постоянно натыкаюсь на смердящий труп. Это гордыня. Когда-нибудь я вспомню, что надо построить лестницу из костей гордыни. Потому, что другого выхода из лабиринта нет. Только наверх. Лора принесла в жертву себя, чтобы рассказать о лестнице, но она не знает об этом. У неё тоже отбирают память. Это бесконечная игра! Жажда вспомнить - в пустоте и жажда забыть – в лабиринте делают игру кровавой. И мне так больно! Я хочу, чтобы все знали – Минотаврам больнее всего. Не верьте своей ненависти!
Темнота!
В квартире Далина становится светло. На диване сидит Тонев и смотрит в одну точку. Звонит телефон, Сергей
поднимает трубку.
Тонев: Да? А… Наташ…не переживай, я еще немножко здесь посижу и приду.
Нет-нет, не волнуйся! У меня, ведь, есть ты и мальчишки…Ага…Странно, да? Жил
один, ни с кем не общался, кроме нас, а на похороны столько народу пришло, чуть
ли, не весь город. Не, Наташ, не делай ничего, наелись уже. Ну, давай…скоро
буду.
Кладет
трубку, идет садится на диван. Входит Хронов и в полной уверенности, что Тонев
его не видит, идет к столу на котором стоит компьютер.
Тонев: Здравствуйте! А вы кто?
Хронов с огромным удивлением смотрит на Тонева: Я? Вы у меня спрашиваете?
Тонев: Ну, конечно! Больше, ведь, никого нет.
Хронов: Меня зовут Хронов.
Тонев вставая и протягивая руку: А,
да! Мне Андрей о вас рассказывал. Это вы привезли ему эти потрясающие картины.
Хронов: Так и есть. А вы очень, я смотрю, расстроены.
Тонев: Слово «расстроен» не подходит. Для меня это большой удар. Знаете, я
очень гордился дружбой с Андреем. Восхищался его талантом. И до сих пор не могу
понять, почему с таким человеком судьба обошлась так несправедливо. А последнее
время он очень странно себя вел… Два дня назад я был у него и в разговоре никак
не мог понять бредит он или в здравом уме. Вечером я не выдержал, вернулся и
нашел его на полу уже мертвым. Врачи говорят – сердечный приступ. Я даже не знал,
что у него больное сердце.
Хронов: А он знал.
Тонев: Что?
Хронов: Он знал, что у него больное сердце. И раз уж вы меня видите…я хочу
сказать, раз уж мы с вами встретились я передам вам, лично в руки завещание,
которое Далин успел составить. Знаете, последнее время мы были очень дружны, а
он что-то предчувствовал… В общем, возьмите (протягивает
Тоневу листок), все его имущество, в том числе и все картины, переходят к
вам. Кто как не вы найдете им лучшее применение?
Тонев берет листок, садится и закрывает лицо руками.
Ну-ну, мой друг! Я
понимаю, тяжело… Нам надо быть сильными. И потом…мне кажется Андрей сейчас в
том месте, где ему очень хорошо.
Тонев: Да-да! Я тоже так думаю. Сегодня ночью он мне приснился, очень веселый и
довольный…говорил со мной. Я проснулся, вскочил и стал рисовать как
ненормальный.
Хронов: Ах, вот оно что?!
Тонев: Да, представляете? Часа три подряд, не меньше. Не знаю, что на меня
нашло? Бред получился какой-то. Каракули. Хотя жене понравилось, да и мне легче
стало.
Хронов: Нет-нет-нет! Не называйте бредом результаты истинного вдохновения. Не
надо! Я бы с удовольствием посмотрел на вашу работу.
Тонев: Правда? Я вам обязательно покажу. Пауза.
Ой, знаете, вы меня очень поддержали! Спасибо, большое! Мне легче стало. Идемте
на кухню, кофе попьем.
Хронов: По чашечке можно.
Тонев: Сейчас сварю. Уходит на кухню.
Хронов поднимает голову и смотрит туда,
где в полутьме, обнявшись, танцуют два силуэта. Потом уходит на кухню к Тоневу.